ГлавнаяЭтническая символика в ткани и в одежде

Этническая символика в ткани и в одежде

Культура одежды является наиболее индивидуальной формой материальной культуры народа. В одежде находит отражение его духовная культура, воплощены представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души и окружающего мира.
 
Истоки одежды уходят глубоко в века. Уже триста лет тому назад люди умели пользоваться различными природными инструментами для возделывания одежды и украшений. Их разнообразие достигалось использованием кожи и меха, коры, лыка и других растительных волокон. А также костей и зубов животных, перьев птиц и красивых камешков. Очень давно люди научились выделывать кожу и обрабатывать меха, прясть пряжу из волокон шерсти и льна.
 
Своеобразие одежды разных народов зависело от различных факторов — природных условий, климата, образа жизни и основных занятий, доступных материалов и систем религиозных представлений. Одежда жителей тёплых стран должна была уберечь человека от солнца, дождя и зноя. Северные народы одежда защищала от снега и мороза. Осёдлые племена, земледельцы растили лён и хлопок, пряли пряжу и ткали ткани. Кочевники и скотоводы выделывали шкуры и войлок.
 
Китай и Индия с их жарким климатом славились шёлковыми и хлопчатобумажными тканями. В более прохладной Европе основными материалами были льняные и шерстяные ткани, кожа.
 
Со времён своего возникновения одежда, кроме чисто утилитарной, выполняла ещё и социальную и эстетическую функции. По костюму владельца всегда можно было узнать, какую степень общественного положения он занимает, догадаться о его достатке и роде занятий.
Достигалось это различными средствами — от орнаментов рисунка на коже дикарей, формы и материала украшений до качества тканей, мехов, покроя и цвета костюма, богатства его отделки и совершенства его исполнения.
 
В настоящее время костюм может дать много информации о своём владельце, несмотря на значительное ослабление социальной функции одежды.
 
На развитии одежды не могли не отразиться религиозные воззрения людей, и их влияние заметно на протяжении всей истории. Например, орнаментация одежды славянских народов строго соответствовала языческим представлениям о мире человека.
 
Вся природа, по представлению славянина, была насыщена духами зла и добра. Повсеместно рассеянного в природе зла так много, что человек мог стать его жертвой где угодно и когда угодно. Но он не был совсем беззащитным, ему помогали доброжелательные символы (изображение солнца, громовые знаки, фигуры богинь, знаки воды, дождя, растений, животных и птиц), которые располагались в самых уязвимых местах жилища и одежды. Тёмным злым силам противопоставляется свет, изгоняющий тьму. Заклинательным орнаментом оформлялись все проёмы, отверстия, а также края рубахи, подола, разрезы, через которые злыдни могли проникнуть к человеку.
Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно украшенные магическими орнаментами. Важно было защитить те места на теле человека, где кончалась заколдованная ткань и начиналось беззащитное тело.
 
Особенное значение придавалась головному убору, в котором воплощалась идея неба и солнца, мирового дерева жизни, устремлённых к небу и птиц. Эта устремлённость к небу отражалась даже в названиях: «Кокошник» (от кошь — петух, кика — птичка, утка, сорока).
 
Украшались головные уборы вышивками с изображением солнца белого цвета, богинь — рожениц. От головного убора до груди шли подвески — рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги, на концах которых крепились подвески с оберегами — амулетами.
 
Шея и грудь обильно украшались ожерельями и оберегами — амулетами. Подвески выполнялись с заклинательными изображениями символов плодородия, растительности, посланников неба, оберегающих землю и людей.
 
Вышивка рукавов часто содержала символы земли, возделанного поля, зёрен и ростков.
 
В вышивке подола (низа изделия) одежды господствовали символы. В орнаментации ткани и одежды славянина была высшая форма защиты — при помощи белого света, солнца в движении, со струями дождя, с заклинаниями пространства на все четыре стороны и побегами, изображенными в виде почек,
ростков растений — символов жизни и рождения.
 
Потеряв со временем свой языческий смысл, эти орнаменты и знаки остались своеобразной этнической основой художественного оформления ткани и одежды.
Корзина для покупок